Срок для чиновника

«Стратегия-2020», о которой так много сейчас говорят в российском правительстве и которая должна привести к качественному изменению жизни россиян, не сможет состояться без качественной ротации кадров. Но где взять не просто новые кадры, а настоящих профессионалов? Как выявить засидевшихся чиновников, не приносящих пользу обществу? Как осуществить замену последних на первых? Вопрос ротации кадров муниципальных служащих по инициативе городской общественной организации Российского Союза ветеранов Афганистана был рассмотрен на заседании межведомственного координационного Совета по противодействию коррупции при главе администрации Дзержинска.

Реалии Дзержинска

Тема ротации кадров для нашего города сегодня актуальна еще по одной причине. Теперь управление Дзержинском поделено на две сферы: общеполитическую и финансово-административную. Первой руководит избираемый из числа депутатов Городской думы Глава города, то есть в принципе на основании волеизъявления жителей. А второй – глава администрации города, нанимаемый на основании конкурса и работающий по контракту.

Практика показывает, что каждый новый руководитель администрации приводит с собой новых заместителей, а также часть руководителей значимых управлений и департаментов администрации. Тем самым нарушается преемственность власти, меняются цели и задачи, да и сам вектор городского развития может поменяться кардинально. Но если заместители главы будут постоянными, выращенными до занимаемых должностей на основе продуманной кадровой ротации с параллельно полученными необходимыми знаниями и опытом, то новому топ-менеджеру Дзержинска нужно будет просто выполнять свои прямые обязанности, не увлекаясь политическими интригами и другими ненужными и вредными для города делами. Именно это пытался донести до собравшихся на заседании председатель правления Дзержинской общественной организации РСВА Юрий Салов.

Однако реакция многих чиновников администрации была резко отрицательной. Как выразился один из присутствующих на заседании: «Я на своей должности 13 лет сижу!». Хотелось ответить: «Сиди на здоровье! Ротация не для вас. А для тех, кто хочет нормального карьерного роста. Кто готов трудиться и своим профессионализмом и целеустремленностью приносить пользу городу. Известно, что только те, кто открыт для перемен, двигаются в развитии вперед. И тянут за собой других».

Что касается чиновничьей реплики об отсидке на должности, то справедливо заметим, что чиновник должен все-таки не сидеть, а отрабатывать хотя бы свою зарплату, которая ему начисляется из налогов, уплаченных нами, гражданами и жителями нашего города. Об этом не следует забывать сидельцам!

Запад

Кстати, Германия - одна из стран с наиболее развитой системой государственной службы. Согласно разработанной еще в 2004 году программе по предотвращению коррупции в органах федеральной власти, ключевым методом решения проблемы, ее предотвращения и профилактики провозглашается анализ уровня коррупциногенности должностей и ограничение срока службы на позициях с высоким показателем (до 5 лет) с последующей ротацией. Для продления срока службы в должности с высокой коррупциногенностью необходимо сделать соответствующую запись в архиве, которая объясняет причины продления должностных полномочий, что не только усиливает подконтрольность кадровых перестановок, но и позволяет персонифицировать ответственность за принятое решение.

Восток

В Китайской Народной Республике ротация предусматривает плановый перевод государственных служащих, отработавших на одной должности более 10 лет, на другую должность, перемещение на аналогичную должность в другой местности. При этом государственные органы всех ступеней обязаны иметь определенное количество вакантных должностей - резерв должностей для принятия государственных служащих в порядке ротации. Ротация может осуществляться между территориальными органами одного государственного органа или между государственными органами. Процедура ротации в государственных органах носит всеобщий характер, то есть распространяется на все уровни власти, что является особенностью многих восточных стран, в том числе Сингапура, Тайваня, Индии и других.

Система ротации государственных служащих Японии является частью системы переподготовки и повышения квалификации, предполагает перемещение служащих по горизонтали и вертикали через каждые два-три года. Согласия работника на это не требуется, за исключением случаев, связанных со сменой места жительства. При этом ротация в Японии охватывает чиновников всех уровней. Многие должности на местном уровне становятся «проходными», то есть на них последовательно сменяются служащие центрального аппарата, направленные туда в порядке ротации. Затем служащий возвращается на прежнее место работы, а на смену ему приходит новый «временный» чиновник центрального аппарата в порядке ротации. Позитивным в данном случае является трансфер знаний и информации с центрального уровня на местный. В то же время нельзя не отметить и недостатки, связанные, в частности, с ограничением карьерного роста для местных служащих: высшие должности оказываются «зарезервированными» для приходящих в порядке ротации служащих центрального аппарата.

ОКСАНА ОРЛОВА