О бедном мигранте замолвили слово…

Круглый стол на тему «О влиянии государственных органов власти, органов исполнительной власти Нижегородской области и институтов гражданского общества на развитие межнациональных отношений» состоялся в здании областного Законодательного собрания Нижегородской области.

Тема прошедшего мероприятия напрямую касалась вопроса взаимоотношений коренного населения Российской Федерации в целом и Нижегородской области в частности с представителями мигрантов (в том числе трудовых) из стран ближнего зарубежья.

Участниками круглого стола стали представители правительства Нижегородской области, национальных диаспор и общественных организаций.

Чиновники доложили присутствующим, какие меры принимаются ими для налаживания нормальных отношений между местным населением и мигрантами. Представитель областной миграционной службы познакомил собравшихся со статистические данные о величине потока мигрантов в область, о его национальном составе и многом другом.

Об образовании

Большое внимание привлек доклад, подготовленный консультантом-менеджером Межрегиональной благотворительной общественной организации «Приволжский миграционный центр» Кариной Гиноян. В своем выступлении сетовала на то, что мигрантов, оформляющих разрешение на временное проживание, вида на жительство или разрешение на работу, по действующему законодательству Российской Федерации, обязывают сдавать экзамен на владение русским языком, знание истории России и знание основ Российского законодательства. У мигрантов не хватает средств на оплату подготовки к данным экзаменам. Кроме того, русский язык не является для мигрантов родным, а проблемы с изучением русского языка и усвоением общешкольной программы появляются и у детей мигрантов.

Чтобы решить проблему, по мнению докладчика, необходимо открывать при общеобразовательных школах подготовительные классы для детей-мигрантов дошкольного возраста с обучением русскому языку. Занятия могут проводить учителя русского языка и литературы, соответственно, с дополнительно оплачиваемой нагрузкой. То есть за счет бюджета предлагает обучать детей государственному языку Российской Федерации. Но если человек решил стать трудовым мигрантом, значит, его государство не в силах создать нормальные условия для его проживания на своей исторической Родине. К тому же в другой стране мигрант непременно столкнется с обычаями коренного населения, его ментальностью и его языком. Приезжему придется встраиваться в чужой для себя социум, и к этому он должен подготовиться. Таким образом, почему бы не перенести «языковую» проблему на территорию государств-поставщиков мигрантов, например, посольств.

Для этих целей могли бы подойти и центры русской культуры, расположенные на территории иностранных государств. По такому принципу можно готовить для России трудовые ресурсы еще на территории государств возможных мигрантов, присмотреться к ним заранее, а также получить характеризующую их информацию.

При содействии таких центров и правоохранительных органов сопредельных государств можно получать информацию о криминальном прошлом потенциального мигранта или еще о каких-либо компрометирующих его поступках. Такие действия смогут снизить криминогенность в сообществах мигрантов уже непосредственно на территории Российской Федерации.

Для нашей страны это особенно актуально, так как существенный поток мигрантов идет из государств Средней Азии, где основная религия – ислам. Соответственно велика вероятность проникновения на территорию Российской Федерации пособников исламистов крайних радикальных толков.

О депортации

Не менее дискуссионным стало выступление директора Межрегиональной благотворительной общественной организации «Приволжский миграционный центр» Алмаз Чолоян.

В своем докладе основной проблемой, на мой взгляд, докладчик сделал выдворение с территории Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Правозащитница занимает сторону мигрантов, не акцентируя внимания на причинах их депортации. В качестве примере приведены судьбы двух женщин. Правда, судя по материалам доклада, выдворению за пределы РФ, обе мигрантки подлежали, потому что были осуждены и должны освобождаться из мест лишения свободы. Правозащитница предлагает всесторонне анализировать эти личности без гражданства, прежде чем окончательно принять решение об их депортации. Выходит, мало того, что они, не имея гражданства (подозреваю, что и на территорию РФ проникли нелегально), нарушили Уголовный Кодекс страны, отсидели определенные сроки за счет российского бюджета (читай: за счет налогоплательщика), мы еще должны с ними миндальничать!

На мой взгляд, процедура выдворения мигранта за пределы России должна быть максимально упрощена, чтобы каждый мигрант чувствовал высокую меру ответственности за свое пребывание на территории России. Приехал, живи по принципу: ты не дома, ты в гостях.

О денежных переводах

К сожалению, на круглом столе «за кадром» остались еще несколько вопросов, представляющих, на мой взгляд, не меньший, если не больший интерес для анализа и возможных предложений.

Один из них – почтовые (банковские и пр.) переводы денежных средств трудовыми мигрантами за пределы России на свою историческую Родину. Возьмем среднестатистические данные. За неполный 2013 год из страны мигрантами было переведено за границу различными способами почти 12 миллиардов долларов! Переведите по сегодняшнему курсу. Это огромные средства, сравнимые по величине теми, что остаются в офшорах. И эти деньги, уходя из России, также обескровливают ее экономику. Наш товаропроизводитель недополучает средств за изготовленную и поставленную на внутренний рынок продукцию и по этой причине тоже. Данные средства, оказываясь в чужой стране, работают на местных рынках, на местных товаропроизводителей.

Чтобы урегулировать данный вопрос, возможно, следовало бы заключать с работодателями, использующими труд мигрантов, соглашения о перечислении зарплаты работникам на специальные карточки, которые можно использовать только при покупке товаров (услуг) представителя российского бизнеса. В таком случае денежные средства снова будут возвращаться в российскую экономику.

О воспроизводстве населения

Вопрос влияния мигрантов на демографические процессы в России хоть и очевиден, но почему-то мало обсуждаемый. А ведь средний возраст мигранта составляет 30-37 лет – это не только самый трудоспособный возраст, но еще и репродуктивный.

В среднем от общего количества мигрантов мужчины составляют 82,2% – львиная доля. Женщины, соответственно, только 17,8%. Малое количество мужчин приезжает на заработки со своей семьей. Допустим, что все 17,8% женщин – жены мигрантов. Остается почти 65% мужчин-мигрантов, не имеющих в России своей семьи. Неужели мужчина молодой здоровый мужчина несколько месяцев или лет будет оставаться без женщины?! Это уже физиология. И мужчины-мигранты решают свои физиологические проблемы с нашими российскими женщинами, живя как сожители.

В результате часто в таких незарегистрированных «ячейках общества» появляются дети. Но дело в том, что значительное количество мигрантов-мужчин надолго в нашей стране не задерживаются, уезжают на свою историческую Родину к своей настоящей семье. А российская женщина рожает ребенка, в большинстве случаев становится матерью-одиночкой или вообще отдает его в детский дом. В обоих случаях воспитание детей будет неполноценным, а их содержание ложится дополнительным бременем на российский бюджет.

Как решить эту проблем? Возможно, сначала следует провести социологическое исследование. Параллельно проработать вопрос создания юридических и психологических консультаций для таких женщин. Наконец, начать вести работу через посольства и представительства государств, поставляющих мигрантов-отцов, чтобы получить возможность взыскания с алиментов на содержание их детей.

Послесловие

Необходимо проанализировать причины нехватки собственных трудовых ресурсов. Ведь трудовая миграция не может быть панацеей от нехватки рабочих рук, а только как исключительно временная мера. Поэтому в первую очередь надо принимать меры по восполнению трудовых ресурсов – собственных.

ЮРИЙ САЛОВ