Реалии военных госпиталей

На днях в госпитале ветеранов войн им. А.М. Самарина прошло совещание, посвященное качеству предоставляемого медицинского обслуживания ветеранам войн (боевых действий) в учреждениях Нижегородского областного Минздрава. Его инициатором выступили общественные ветеранские организации.

В совещании участвовали главный специалист лечебного отдела министерства здравоохранения Нижегородской области Наталья Конюхова, главные врачи и руководители Дзержинского госпиталя Юрий Холмогоров, терапевтического госпиталя ветеранов войн (п. Киселиха) Николай Миронов, неврологического госпиталя ветеранов войн (г.Н.Новгород) Олег Евстафьев, а также председатели правлений Нижегородской областной организации РСВА Валерий Бирюков и Дзержинской городской организации РСВА Юрий Салов.

Обслуживание ветеранов, по мнению общественников, начало заметно ухудшаться с момента передачи финансирования данных учреждений из бюджета области системе ОМС. Согласно нормативным документам этой системы, на каждого больного ветерана теперь выделяется ровно столько же средств, сколько на пациента гражданской больницы. Например, при трехразовом питании в системе ОМС на пациента выделяется всего 120 рублей в сутки. То есть специализированные медицинские учреждения для ветеранов войны и боевых действий стали, по сути, рядовыми больницами. Даже сроки пребывания в госпитале приравняли к обычному лечебному учреждению – 11 суток.

Но ведь ветеран войны или боевых действий сам по себе уже не может быть рядовым гражданским пациентом. В период нахождения в боевой обстановке он получает не только грипп или ОРЗ. Скажем, наши военнослужащие в Афганистане нередко заболевали сразу двумя или тремя вирусными инфекционными заболеваниями, которых в тогдашнем СССР уже не помнили. Обычный «афганский букет» состоял из тифа, малярии и дизентерии или желтухи, малярии и пневмонии?! Такие «букеты» давали сильнейшие осложнения, тем более что лечение, как правило, проходило в полевых госпиталях. А это вам не палаты в городских больницах. И не зря военнослужащим, находящимся в зоне боевых действий, срок службы исчисляется как 1 к 3 (за риск). Льготная выслуга лет положена, в том числе и за потерю здоровья. А ветеранов взяли и приравняли к рядовым гражданам.

Но и это еще не все беды, свалившиеся на госпитали и их пациентов. В соответствии с нормативами ОМС уменьшилось и лекарственное обеспечение ветеранов. А с медперсонала, который терпеливо и заботливо выхаживает боевых пациентов, сняли ранее полагавшиеся им «госпитальные» надбавки за сложность их работы. «В чем же заключается сложность?» – спросите вы. Дело в том, что их пациенты не просто болеют, имея уже приличные осложнения. Зачастую это еще и инвалиды по здоровью с отсутствующими конечностями и прочими «военными прелестями». Соответственно квалификация и врачебный опыт персонала в таких заведениях по определению превышает врачебную практику гражданских лекарей.

С потерей надбавок ценные медицинские работники начинают покидать ставшие для них родными стены госпиталей в поисках более достойного заработка. Вместе с ними «уходят» и бесценный опыт, и квалификация.

Однако данные явные ухудшения в обслуживании идут вразрез с действующим законодательством, в котором четко прописано, что вновь принимаемые нормативные документы не могут ухудшать положение граждан, имеющих какие-либо заслуги (льготы) перед государством. Налицо ущемление прав ветеранов!

Об этом и многом другом шел разговор на совещании. Кстати, к медицинским чиновникам у ветеранов-общественников больших претензий и не было. Все понимают, что в данной ситуации им приходится выполнять государственные стандарты и нормативные документы. Бурная дискуссия развернулась о том, как исправить сложившуюся ситуацию. Общественники предложили свою помощь (как посредника) в переговорах с федеральными структурами по внесению изменений в действующие регламенты. Понятно же, что чиновник не станет ратовать за какие-либо новации, если на то не будет указа сверху. Его дело исполнять. А вот общественные организации запросто могут себе это позволить. Тем более, что совсем недавно вступил в силу федеральный закон об общественном контроле, в котором прописаны действия по созданию общественных институтов, контролирующих действия властных органов.

По итогам совещания его участники приняли решение о необходимости создания попечительского совета при губернаторе Нижегородской области. И уполномочить совет представлять в федеральные структуры предложения о внесении необходимых изменений в действующие нормативные акты.

ПАВЕЛ РОМАНОВ