Доклад

Доклад председателя правления ДГО НОО ООО «Российский союз ветеранов Афганистана» Ю.В. Салова на расширенном совещании Комитета по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества Законодательного Собрания Нижегородской области, посвященном проблемам правового регулирования и оценке информации в ходе реализации областного Закона от 7 мая 2009 года №52-З «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области».

Тема доклада: «Налоговые и прочие льготы предприятиям, индивидуальным предпринимателям и частным лицам, оказывающим материальную, финансовую и другую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в Нижегородской области».

Уважаемые коллеги и друзья!

С незапамятных времен состоятельные и влиятельные люди стремились поддержать искусство, помочь бедным и больным, приумножить духовные ценности. Фамилии многих благотворителей прошли сквозь века: Третьяков, Морозов, Солдатенков, Строганов не нуждаются в представлении.

С началом возрождения отечественной коммерции вернулись и позабытые в советское время традиции русского меценатства или благотворительности. Представители бизнес-сообщества и просто неравнодушные жители страны с подачи формирующихся некоммерческих фондов выразили желание жертвовать определенную часть своих доходов в пользу детских домов, больниц, малоимущих и бездомных граждан.

Данная инициатива была закреплена Законом от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», по которому предприниматели могли до 5% своей прибыли перечислять на нужды благотворительности. Также фирмы, оказывающие материальную помощь нуждающимся, получали значительные послабления при уплате налогов.

Однако компании часто пользовались данным законодательством для того, чтобы нелегально снизить налогооблагаемую базу. В результате чего правительство отменило льготы для меценатов. Со вступлением в силу Закона от 22 мая 2002 года №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расходы компаний при оказании безвозмездных услуг не уменьшают размер ее платежей в бюджет. Тем более что термин «меценатство» не получил законодательного отражения. Хотя ранее предпринимались попытки ввести его в употребление.

Так постановлением на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ был принят Модельный закон «О меценатстве и благотворительной деятельности» №10-8 от 6 декабря 1997 года.

В Государственной Думе российской федерации находится на рассмотрении Проект федерального закона №97803567-2 «О меценатах и меценатстве», но к его рассмотрению никак не могут приступить.

Положа руку на сердце, нельзя сказать, что в настоящее время благотворительность и благотворители никак не поощряются органами государственной власти. Тем более что в Законе Нижегородской области от 7 мая 2009 года №52-З «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области» есть статьи, так или иначе предполагающие поощрительные меры со стороны региональных органов власти.

В частности, п.2 статьи 4.1. гласит: «Установление для некоммерческих организаций, а также юридических лиц, оказывающих социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах».

В статье 6 закона п.4 гласит: «Предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах».

Попробуем разобраться, на какие налоговые льготы может рассчитывать благотворитель при уплате основных налогов: НДС и налога на прибыль.

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Согласно подп.1.п.1 ст.148 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Передача на безвозмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ или услуг также квалифицируется как реализация товаров, работ и услуг.

Между тем из подп.12 п.3 ст.149 НК РФ следует, что безвозмездная передача товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках благотворительной деятельности согласно Закону не подлежат налогообложению.

Для того чтобы обезопасить себя от ненужных подозрений и претензий налоговых органов, благотворитель должен иметь в наличии следующие документы:

- договор с благополучателем помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности;

- документы, подтверждающие принятие на учет благополучателем товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

- акты или иные документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительности товаров, работ или услуг.

Налог на прибыль.

К сожалению, НК РФ не предусматривает льгот по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность. Расходы, понесенные благотворителями, не могут быть учтены при определении налоговой базы по данному налогу.

При определении налоговой базы не учитываются:

- расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей;

- расходы в виде сумм целевых отчислений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и физических лиц.

Минфин отмечает, что важным механизмом налогового стимулирования развития отраслей производства, экономических и социальных процессов в обществе выступает заложенное в ст.284 НК РФ право субъектов РФ своими законами понижать налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта для отдельных категорий налогоплательщиков. Причем указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

Исходя из посыла Минфина РФ рассмотрим, какие налоговые льготы для благотворителей существуют в Нижегородской области.

Честно говоря, мне удалось обнаружить один документ, регламентирующий налоговые льготы для благотворителей – это Закон Нижегородской области от 1 декабря 2011 года №174-З «О снижении налоговой ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в 2012 году».

Суть Закона изложена в п.1 статьи 1 – Установить, что на 2012 год налоговая ставка налога на прибыль организаций, установленная для зачисления указанного налога в бюджет Нижегородской области, снижается для организаций, оказавших финансовое пожертвование на проведение спортивных мероприятий Нижегородской области и (или) спортивным командам Нижегородской области.

Более других правовых документов обнаружить не удалось. Вот такой вот однобокий, на мой взгляд, подход к поощрению благотворительной деятельности в нашей области.

Здесь же хочу отметить, что в регионе существуют еще несколько региональных налогов, в том числе:

- транспортный налог;

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес.

Кстати, при уплате налога на имущество организаций, целому ряду представителей бизнеса предоставлена такая льгота – как освобождение от уплаты данного налога. В том числе организациям, осуществляющим удаление и обработку твердых отходов, предоставляющих коммунальные услуги, осуществляющих хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки, производящих и распределяющих электроэнергию, газ и воду и прочие организации. Складывается такое впечатление, что льготы предоставляются целому ряду организаций, являющихся монополистами в своих отраслях деятельности и отнюдь не бедствующих!

А еще остаются не рассмотренными налоги местные (муниципальные):

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- единый налог на вмененный доход.

Почему бы не предусмотреть законодательными актами региональной и муниципальных органов власти дополнительные льготы по стимулированию благотворительной деятельности в нашей области, и не только в области спорта.

К примеру, делая отчет о проделанной нашей организацией работы в 2011 году на заседании координационного совета по патриотическому воспитанию жителей города Дзержинска, я с чувством гордости доложил, что к тем 300000 тысячам рублей, выделенных нам для осуществления уставной деятельности муниципалитетом, нам удалось привлечь дополнительно почти 200000 рублей. И это без всяких льгот для предпринимателей.

Надо ясно понимать, что власти, как федеральной, так и региональной и местной приходится нести социальную нагрузку, которая закладывается в соответствующий бюджет. И на все мероприятия и направления имеющихся средств не хватает. Это непреложный факт нашей действительности.

Но ведь и предприниматель в принципе не обязан дополнительно нести социальную нагрузку на свой доход. Он уже заплатил все положенные по закону налоги. А если ему еще предоставить определенные льготы по уплате региональных и местных налогов, то он еще живее откликнется на просьбы социально ориентированных некоммерческих организаций.

Предлагаем рассмотреть возможность предоставления определенных льгот по региональным и местным налогам для тех коммерческих организаций, которые несут дополнительную социальную нагрузку, оказывая безвозмездную благотворительную помощь.